Рабочая программа

Рабочая программа ФК Спектр 17/18 гг

 

Быстрое меню:

Пояснительная записка

Содержание программы «Футбол» позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников на этапе с первого года обучения по пятый год обучения, формируя целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и собственно сама игра в футбол включают в себя большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Научные исследования игровой деятельности подчеркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.

Футбол — всеми любимая и доступная для любого возраста игра, для организации и проведения которой, необходим минимальный набор спортивного инвентаря и оборудования. В тоже время футбол — мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта.

Программа по футболу для образовательных учреждений направлена на решение основных задач физического воспитания;

  • -укрепление здоровья, содействие физическому развитию;
  • -обучение жизненно важным умениям и навыкам;
  • -развитие двигательных способностей, приобретение необходимых знаний  в области физической культуры и спорта;
  • -воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки;
  • — содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.

Цели программы:

  • обеспечение прав и возможностей обучающихся на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;
  • создание условий для занятий футболом по месту учебы;
  • проведение системного отбора воспитанников имеющих способности для занятий в СДЮШОР;
  • создание условий для проведения соревнований по футболу среди учащихся общеобразовательных школ;
  • развитие клубного спортивно-патриотического движения.

Задачи программы:

  • использование факторов отбора  (критерии, методы, организацию) для дальнейшей спортивной ориентации в области футбола;
  • освоение учащимися физических упражнений из видов спорта, включенных в примерную государственную программу по физической культуре: гимнастика, легкая атлетика, и др., а также углубленное изучение технических действий футбола;
  • освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
  • приобретение знаний в области гигиены и медицины, анатомии и физиологии.

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в футбол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игры в футбол и технические приемы, которые в ней используются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания воспитанников .

Игра в футбол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует становлению личности. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора воспитанников, имеющих  способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области футбола. Формирования клубного спортивно-патриотического движения в общеобразовательных учреждениях.

На ступени начального образования следует обеспечить детям с учетом их потребностей физиологическую норму двигательной активности, необходимую для нормального развития основных систем организма и моторики растущего человека.

  1. Основы знаний по физической культуре и спорту.
  2. Охраны труда   и техника безопасности на  уроках физической культуры и занятиях спортом.
  3. Общая физическая подготовка.
  4. Специальная физическая подготовка.
  5. Технико-тактическая  подготовка
  6. Контрольные и тестовые упражнения

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Первый этап — формирование групп, знакомство с результатами медицинского осмотра, проведение спортивных тестов.

На втором этапе происходит реализация основных целей и задач программы и предусматриваются следующие виды деятельности учащихся;

— Обучение. (1-2 год) основам здорового образа жизни, техническим и тактическим приемам игры, большое внимание уделяется физической подготовке, знаниям о достижениях российского футбола, навыках судейства и правил игры.

— Закрепление. (3-4 год)  повторение изучаемого материала в меняющихся условиях (смена инвентаря, условий и способа выполнения действия) содействует  более глубокому закреплению новых элементов и повышению положительных эмоций.

— Совершенствование (5 год) упражнений на передвижения. Совершенствование их способов должно проходить в сочетании с быстрым изменением направлений, неожиданной сменой ритма, внезапными остановками и ускорениями.

Третий этап — итоговый;

—  Подведение итогов уровня физической и технической подготовленности воспитанников и знаний по футболу. Приобщение к здоровому образу жизни.

—  Результаты участия в соревнованиях.

—  Контрольно-испытательные тесты

— Участие в соревнованиях.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Для реализации программы имеется оборудование и инвентарь на один год обучения:

  • Ворота футбольные — 2 шт.
  • Мячи   футбольные — 20 шт.
  • Футболки — 22 шт.
  • Свисток —  2 шт.
  • Конусы — 20 шт.
  • Насос — 2 шт.

ПООЩРЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Программа личного спортивного роста предусматривает преодоление участниками определенных ступеней, включающих в себя получение знаний, умений и навыков. Результаты работы детей отмечаются на школьных спортивных праздниках, награждаются активные участники специальными призами, подарками, грамотами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

При условии хорошей погоды со второй половины апреля и до середины октября занятия проводятся на улице (стадион, спортивная площадка), в случае неблагоприятных по годных условий и в холодное время года — в спортивном зале.

 

ОСНОВНАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ  ЭЛЕМЕНТАМИ ФУТБОЛА В РАЗЛИЧНЫХ  ВОЗРАСТНЫХ  ГРУППАХ.

 

Направленность занятий  Возрастные группы
6-8 лет 8-10 лет 13-12 лет 13 лет
 

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов, стоек.

 +  +
 

Освоение ударов по мячу и остановок мяча.

 +  +
 

Освоение техники ведения мяча.

 +  +
 

Овладение техникой ударов по воротам.

 +  +
 

Освоение индивидуальной техники защиты.

 +  +
 

Закрепление техники перемещений, владения мячом и развития координационных способностей.

 +  +
 

Освоение техники.

 +  +
 

Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

 +
 

Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек.

 +  +
 

Совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча.

 +  +
 

Совершенствование техники ведения мяча

 +  +
 

Совершенствование техники перемещений, ведения мяча и развитие кондиционных и координационных способностей.

 +  +
 

Совершенствование техники защитных действий.

 +
 

Совершенствование тактики игры.

 +  +
 

Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

 +  +

 

Примерный план работы футбольной секции на учебный год.

 

 

Перечень мероприятий Сроки проведения Ответственный
I. Организационно-массовая работа
1. Организовать запись в секцию, комплектование учебных групп. До 29.08 Попов С.И.
2. Провести общее собрание юных футболистов. До 15.09 Попов С.И.
3. Составить расписание занятий учебных групп. До 19.09 Попов С.И.
4. Организовать выборы старост учебных групп. До 19.09 Попов С.И.
II. Учебно – методическая работа
5. Проведение Учебно-тренировочных занятий. В процессе всего учебного года Попов С.И
6. Составить команды для участия в соревнованиях. До 01.10 Попов С.И
7. Принять участие в районных, окружных соревнованиях по футболу среди команд различных школ и районов Сентябрь-Октябрь Попов С.И
8. Принять участие в турнирах по мини-футболу среди команд школ и районов. Декабрь-Январь Попов С.И
9. Принять участие в турнире «Футбол на снегу» Январь-Февраль Попов С.И
10. Принять участие в районных, окружных  соревнованиях по мини – футболу Март-Апрель Попов С.И
11. С лучшими воспитанниками принять участие в турнире по футболу на первенство Москвы Май-Июнь Попов С.И
III.Агитационно – пропагандистская и воспитательная работа
12. Просмотр матчей команд мастеров 1-2 раза в четверть Попов С.И
13. Организовать матчевые встречи юных футболистов с профессиональными  футболистами. Октябрь-Май Попов С.И
14. Провести  праздник «Футбольный фестиваль» Май Попов С.И

 


Примерный годовой план-график распределения учебных часов по футболу на учебный год.

 

 

п/п

Содержание занятий сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Всего
1 Врачебный контроль, самоконтроль. Физиологические основы спортивной тренировки 2 2 4
— краткие сведения о строении и функциях организма человека
— влияние физических упражнений на организм занимающихся
— мышцы, их строение, функции, взаимодействие, сокращение и расслабление, расположение основных мышечных групп
— костная система, связочный аппарат
2 Техника безопасности, меры предупреждения травматизма на занятиях. 2 2
3 Контрольные испытания 2 2 4
— прыжки через скакалку
— подъем туловища из и.п. лежа на спине
— Бег 30м, 60м, 1000м.300м.
— подтягивание
— сгибание и разгибание рук из упора  лежа.
— метание набивного мяча 1 кг, с места
— прыжок в длину с места
— наклон вперед из положения сидя
— специальная  координация, (обводка пяти кругов с мячом.).
— устойчивость равновесия, в стойке на одной ноге.
4 Общая физическая подготовка 6 4 6 4 4 4 4 4 36
— значение ОФП в тренировочном процессе
— Развитие и совершенствование физических качеств:

  • быстроты
  • силы
  • выносливости
  • гибкости
  • ловкости
— ОРУ

  • без предметов
  • с набивными мячами
  • с гантелями
  • со скакалкой
— специально беговые и прыжковые упражнения.
— бег с ускорением до 50-60м
— с низкого старта на 60 и 100 м
-бег с преодолением барьеров
-эстафетный бег с этапами до 50-60 м
-прыжки в длину с места и разбега
— Медленный бег на выносливость 15- 20 минут.
— челночный бег 2х10м, 4х5м, 4х10м, 2х15м.
5 Специальная физическая подготовка 4 4 6 2 4 4 2 2 28
— упражнения для развития быстрого рывка и быстроты ответных действий.
— упражнения для укрепления мышц, участвующих в выполнении передач мяча
— упражнения для укрепления мышц, участвующих в выполнении удара по  мячу.
— упражнения для развития силы, быстроты, гибкости, координации.
— упражнения для развития прыгучести
— упражнения для развития верхнего плечевого пояса.
6 Техническая подготовка 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18
— анализ техники
  • — специально подготовительные упражнения
  • — имитация всех технических приемов
  • — ведение мяча внешней и внутренней частями подъема.
  • — остановка мяча внутренней стороной стопы.
  • — остановка мяча внешней  стороной стопы.
  • — удар мяча внутренней стороной стопы.
  • — удар серединой подъема.
  • — удар внутренней частью подъема.
  • — удар внешней частью подъема.
  • — удар носком.
  • — удар пяткой
  • — Резанный удар внутренней частью подъема.
  • — Резанный удар внешней  частью подъема.
  • — Удары с лета
  • — удары с полулета.
  • — удары по мячу головой
  • — технические комбинации в различных сочетаниях.
7 Тактическая подготовка      2  2  2    2      8
— характеристика индивидуальных тактических действий, тактических систем в нападении и защите
— тактические комбинации
— тактические действия в нападении после стандартных положений.
— тактические действия в защите после стандартных положений.
Повторение ранее изученных упражнений
— тактические действия в защите умение определить возможное действие противника
— розыгрыш стандартных положений
— комбинации при вбрасывании мяча.
— Тактика игры вратаря:

1) выбор позиции в воротах

2) взаимодействие с защитником

3) выбор позиции при выходах из ворот

  • — позиционное нападение
  • — персональная оборона
  • — зонная оборона
 8  Психологическая подготовка    2    2  2    2  
 — воспитание высоконравственной личности спортсмена
 — развитие процессов восприятия
 — развитие внимания: объёма, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения
 — развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения;
 — развития способности управлять своими эмоциями;
 — развитие волевых качеств.
 9

Участие в соревнованиях

             4  4    8
 10  Основы методики обучения и тренировки    2  2      2        6
 — понятие об обучении техники и тактики игры
 — характеристика средств, применяемых в тренировке
 — классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по футболу.
 — обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств
 — важность соблюдения режима
 11  Планирование спортивной тренировки                2  2  4
 — наблюдение на соревнованиях
 — анализ прохождения тренировочного процесса
 12  Правила игры в футбол, организация и проведение соревнований.  2  2  2  2      2      10
 — роль соревнований в спортивной подготовке юных футболистов
 — виды соревнований
 — обязанности судей
 — методика судейства
 13  Всего часов:  10  18  16  18  14  14  18  16  12  136

 

Тематический план «Футбол»

 

Тема, раздел программы Количество часов Форма занятия
1 Вводное занятие. Разминка 1 Тренировка
2 Растяжка. Длинные передачи в парах. 5 Тренировка
3 Обучение ударам по воротам. 10 Тренировка
4 Обвязка в парах. Передачи в парах. 5 Тренировка
5 Обвязка с упражнениями. 5 Тренировка
6 Игра в ручной мяч. Растяжка 9 Тренировка
7 Разминка в парах. Длинные передачи. 10 Тренировка
8 Отработка ударов по воротам. 11 Тренировка
9 Игра в ручной мяч. Растяжка. 4 Тренировка
10 Обучение игре головой 5 Тренировка
11 Остановка и передача мяча 7 Тренировка
12 Обучение игры головой и грудью 6 Тренировка
13 Отработка игры в тройках 9 Тренировка
14 Обучение игры в футбол с заданиями 25 Тренировка
15 Обучение игры в одно касание 9 Тренировка
16 Отработка упражнений в парах 9 Тренировка
17 Обучение игры в защите 11 Тренировка
18 Обучение игры с нападением 10 Тренировка
19 Отработка ударов по воротам в парах. 5 Тренировка
20 Передача мяча в парах 5 Тренировка
21 Имитация игры в нападении 5 Тренировка
22 Имитация игры в защите 5 Тренировка
23 Игра в футбол 7 Тренировка
24 Итоговое занятие 2 Тренировка
Итого: 180 часов

Выводы:

  Регулярное проведение занятий в спортивной секции воспитанников способствует формированию основных двигательных навыков, развитию быстроты, ловкости, силы и выносливости, улучшает деятельность их организма, увеличивает работоспособность и укрепляет здоровье.

В спортивную секцию следует привлекать как можно больше обучающихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников.

Занятия в секции футбола дают широкие возможности для проявления личностных качеств, инициативы, доставляет удовольствие, создаёт хорошее настроение, содействует укреплению дружбы и взаимопомощи.

Учебно – тренировочные игры являются одним из самых распространенных средств физического воспитания, и представляют собой сознательную, активную и инициативную деятельность занимающихся, направленную на достижение  цели.

Основной задачей являлось разнообразие и увеличение набора двигательных навыков и действий, применяемых для развития физических качеств. Разработанные комплексы упражнений позволяют дифференцировано воздействовать на определенные мышечные группы. Разнообразие применяемых упражнений делает тренировку интересной и познавательной для занимающихся, что говорит о высоком психологическом эффекте учебных занятий.

Методическая литература

    1. Петухов А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. М, 2006
    2. Швыков И.А. Футбол. М., 2002.
    3. Вихров К.Л. Футбол в школе: Учебно-методическое пособие. -К.: Рад. шк., 1990г.
    4. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов. М., Фон, 1997.
    5. Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов/ Пер. со словацк. Братислава, 1984.
    6. Монаков Г.В. Методика и планирование технической подготовке футболистов. Москва 2000г.
    7. Футбол: Юный футболист. Учебное пособие для тренеров/Под, ред. Лаптеева А.П. и   Сучилина А.А. М., 1983.
    8. Левин B.C. Педагогические параметры тренировочных нагрузок футболистов. Учебное пособие. Малаховка, 1997.
    9. С.Ю. Тюленьков, А.А. Федоров   Футбол в зале, Москва 2000.
    10. Борис Плон . Новая школа в футбольной тренировке. Москва 2003
    11. Хорст Вайн. Как научится играть в футбол. Москва 2004.
    12. А.А. Кузнецов. Настольная книга детского тренера Москва 2007